ГлавнаяНаписать письмоДобавить в избранноеМоя корзина
Спорттовары оптом - Champio.ru

спорттовары
(499) 542-81-48

Консультации с 9-30 до 18-00 кроме субботы и воскресенья


Ваша корзина пуста Корзина
Персональный раздел Персональный раздел

curs1.gif Тренажеры
curs1.gif Фитнес
curs1.gif Ролики и скейтборды
curs1.gif Туризм и рыбалка
curs1.gif Мячи
curs1.gif Настольный теннис
curs1.gif Велосипеды, самокаты
curs1.gif Игры
curs1.gif Детские городки, стенки
curs1.gif Единоборства
curs1.gif Пляж и бассейн
curs1.gif Кайтсерфинг
curs1.gif Коньки
curs1.gif Санки, снегокаты
curs1.gif Беговые лыжи
curs1.gif Горные лыжи
curs1.gif Сноуборды

 111.gifНаши преимущества
 111.gifГлавная
 111.gifДобавить в избранное
 111.gifЭкспресс - заказ
 111.gifКорзина
 111.gifНаписать письмо

Статьи Champio

Все для спорта и отдыха   [69]
Тренажеры   [58]
Фитнес   [5]
Бильярд   [10]
Настольный теннис   [6]
Теннис   [1]
Аква - аэробика   [1]
GPS - навигация   [1]
Туризм и рыбалка   [13]
Роликовые коньки   [15]
Велосипеды   [15]
Единоборства   [1]
Пляж и бассейн   [2]
Мячи   [2]
Санки   [1]
Дартс   [3]
Виды спорта   [3]
Спорт и здоровье   [18]
Кайт   [1]
Коньки   [5]
Беговые лыжи   [9]
Горные лыжи   [21]

Пул

Правила проведения соревнований
Инструкция для судей
Общие правила игры
Восьмерка
Девятка

1. Правила проведения соревнований

Нижеследующие Правила касаются игры, ведения счета, исполнения официальных обязанностей и распределения ответственности применительно к соревнованиям по лузному бильярду, проводимых под эгидой ВАП. Однако предписания и основные принципы этих правил должны рассматриваться как часть 'Общих правил лузных бильярдных игр', и их следует применять независимо от того, проводятся или нет официальные соревнования.

1.1. Ответственность участника

Каждый участник должен знать все Правила, регламент и график проведения конкретных соревнований. Хотя официальные лица и должны предпринимать все необходимые меры для того, чтобы соответствующая информация была легко доступна всем игрокам, ответственность, в конечном счете, лежит на самом участнике. (Исключения из этого правила оговорены в п.2.16.) Незнание своей игровой ситуации и (или) Правил не дает игроку права на восстановление исходной позиции, повторение удара, переигровку и т.п.

1.2. Опробование оборудования

Участники соревнований до начала игры должны сами убедиться в том, что шары и другое оборудование являются стандартными и удовлетворяют соответствующим требованиям. Как только игра началась, они не должны более возвращаться к этому вопросу. (За исключением случаев, когда и соперник, и официальные лица соглашаются как с предъявляемой претензией, так и с предлагаемым организаторами выходом из создавшегося положения.)

1.3. Использование оборудования

Участники игры не должны использовать оборудование и принадлежности не по их прямому назначению. Например, коробочки с пудрой, кубики мела и т. д. не должны использоваться для поддержки машинки (или ручного упора); одновременно нельзя пользоваться более чем двумя машинками; кроме того, их нельзя использовать для поддержки чего-либо кроме кия. Дополнительные или вышедшие из игры шары нельзя использовать для выяснения вопроса о том, проходит ли шар через некоторый промежуток, а также в иных целях (кроме розыгрыша начального удара). Треугольник можно использовать для решения вопроса о том, мешает ли шар установке новой пирамиды (например, при игре в '14-1') лишь в том случае, если встреча неофициальная и место установки пирамиды не обведено карандашом.

1.4. Ограничения на использование бильярдных принадлежностей

Игроки могут использовать любой мел, машинку и кий по своему выбору. Однако официальные лица могут вводить ограничения на их использование, если действия игрока наносят ущерб оборудованию или нарушают нормальные условия проведения соревнований. Например, игроку могут не разрешить пользоваться красным мелом на зеленом сукне, не рекомендуется также натирать слишком большое количество мела, так как это оказывает неблагоприятное воздействие на шары и сукно; запрещается также пользоваться киями, производящими чрезмерный шум. (См. также п. 2.15.)

1.5. Разметка столов

При расстановке шаров должен использоваться треугольник. До начала соревнований каждый стол и соответствующий треугольник должны быть помечены, чтобы во время соревнований на одном и том же столе всегда использовался один и тот же треугольник.

На сукне должна быть нанесена четкая и хорошо видимая карандашная линия: 1) по внешней стороне треугольника, чтобы обеспечить точную и единообразную расстановку шаров, а также для того, чтобы иметь возможность точно определить положение шара (например, при игре в '14-1'); 2) вдоль продольной линии, чтобы обеспечить правильное выставление шаров; 3) вдоль передней линии, для того чтобы можно было легко определить, находится ли шар в доме.

Передняя, центральная и задняя отметки также должны быть помечены либо четким карандашным крестиком, либо с помощью стандартной наклейки. Если в какой-либо конкретной игре передняя и центральная отметки не используются, то помечать их не требуется.

1.6. Свобода действий организаторов

Организаторы оставляют за собой право устанавливать определенные Правила и процедуры, наиболее подходящие применительно к конкретным соревнованиям, касающиеся, например, формы участников, порядка взимания вступительных взносов, их перераспределения, разработки гибкого графика, жеребьевки и т.п.

Однако соревнования, проводимые с санкции ВАП, должны отвечать определенным требованиям, которые касаются, прежде всего, надлежащего распределения призового фонда.

1.7. Опоздание

Участник должен быть готов начать встречу в пределах пятнадцати минут после ее начала, в противном случае ему засчитывается поражение. За начало встречи принимается либо время по расписанию, либо время объявления о начале встречи, в зависимости от того, какое позднее.

1.8. Запрет тренировки после начала встречи

После того как встреча началась, тренировка запрещается. Выполнение каких-либо посторонних ударов рассматривается как нарушение.

1.9. Запрет посторонней помощи

После того как встреча началась, участники не должны пользоваться помощью зрителей при планировании или выполнении ударов. Если игрок запрашивает и получает такого рода помощь, то ему засчитывается поражение в партии. Любой зритель, который добровольно предлагает какую-либо существенную помощь игроку, должен удаляться с места проведения соревнований.

1.10. Незаконное продолжение игры

После того как игрок закончил свою серию, он должен прекратить нанесение ударов. В противном случае ему засчитывается поражение в партии. (Исключение: при игре в '14-1' такое нарушение рассматривается как умышленное).

1.11. Замедленная игра

Если, по мнению судьи, кто-либо из участников своей замедленной игрой систематически затягивает ход соревнований или партии, то судья после предупреждения может ввести сорокапятисекундное временное ограничение на выполнение ударов обоими участниками (т.е. игра обоих участников контролируется с помощью секундомера). Если после этого один из игроков не укладывается в установленные временные рамки, то объявляется фол и вступающий в игру соперник действует согласно правилам конкретной игры.

В процессе выполнения серии одним из участников контрольный секундомер включается после завершения предыдущего удара и выключается в момент начала следующего, т.е. в момент соприкосновения наклейки кия с битком. Время раскатки шаров в процессе удара не учитывается. При выполнении удара с руки контрольный секундомер включается после того, как игрок получил биток, а также завершены все процедуры выставления или расстановки шаров. За десять секунд до истечения контрольного времени игроку следует сделать соответствующее предупреждение. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, то объявляется фол и вступающий в игру соперник действует согласно правилам конкретной игры. Если по недосмотру соответствующего официального лица контрольный секундомер включается с задержкой, то соответственно задерживается и начало отсчета сорокапятисекундного временного ограничения.

1.12. Приостановленная игра

Если игрок наносит удар после того, как судья приостановил игру, то ему засчитывается поражение в партии. Объявление о приостановке игры рассматривается как достаточное предупреждение. (См. также п. 2.27.)

1.13. Тайм-аут

Игрок имеет право взять тайм-аут лишь на своем ударе или между сетами (если используется система с сетами). Во время тайм-аута соответствующий стол должен быть помечен судьей, и никакие тренировки на нем не допускаются. Как правило, игрок имеет право на один тайм-аут во встрече и продолжительностью не более 5 минут. Если используется система с сетами, то каждый игрок получает право на один тайм-аут в заключительном сете (в третьем сете при игре до трех сетов и в пятом сете при игре до пяти сетов). Тайм-аут в заключительном сете предоставляется независимо от того, брал ли игрок тайм-ауты в предыдущих сетах.

1.14. Признание поражения (сдача)

Если игрок сдается, то ему засчитывается поражение в партии. Попытка развинтить сборный кий, в то время как соперник находится у стола, рассматривается как признание поражения в партии. В случае признания поражения никакого предупреждения со стороны судьи не требуется.

1.15. Зачтение поражений

Если по каким-либо причинам, оговоренным настоящими Правилами, игроку засчитывается поражение во встрече, то ее результат не должен выражаться каким-либо счетом и включаться в статистику соревнования независимо от того, при каком текущем счете было объявлено о зачтении поражения. В официальных протоколах вместо счета следует использовать соответствующие буквенные обозначения. (Поражения засчитываются также и в случае дисквалификации.)

Однако если игрок исполнил самую результативную серию, то он имеет право на получение соответствующего приза (или другого аналогичного приза) даже в том случае, если после этого его сопернику зачтено поражение.

1.16. Игра без судьи

В отсутствие судьи его обязанности берет на себя игрок, свободный от выполнения удара.

1.16.1. Касание шаров

Если встреча проводится под наблюдением судьи, то касание любого шара (битка или прицельного шара) кием, одеждой, частью тела, машинкой или мелом до, во время или после удара рассматривается как нарушение. Однако в отсутствие судьи допускается случайное касание неподвижных шаров, расположенных между битком и играющим, при выполнении удара. Если при этом игрок еще не успел произвести удар, то ему следует пригласить главного судью соревнований и дать ему возможность восстановить первоначальную позицию. Если же удар уже произведен и в результате какой-либо из шаров коснулся потревоженного (не восстановленного) шара или же хотя бы частично прошел через область (сферу), ранее занимаемую этим шаром, то объявляется фол. Другими словами, фол объявляется в том случае, если такого рода инцидент оказал какое-либо влияние на конечный результат удара. В любом случае главного судью следует пригласить как можно раньше, но не во время удара. Запрещается наносить следующий удар до того, как главный судья восстановит все случайно сдвинутые шары, в противном случае объявляется фол.

По усмотрению вступающего в игру соперника потревоженные шары могут быть оставлены на новых позициях. В этом случае позиции шаров считаются восстановленными и последующие соударения с ними не рассматриваются как нарушение.

Однако касаться битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара, в противном случае объявляется фол.

1.16.2. Неправильный перескок и массе

Если встреча проводится без судьи, то признаком нарушения при выполнении перескока или массе (огибания) является смещение мешающего (нелегального) прицельного шара независимо оттого, смещается ли он под воздействием руки, кия или машинки.

1.16.3. Мнение третьего лица

В спорных ситуациях соперник играющего может предоставить присутствующему официальному или третьему лицу право принять решение о правильности выполнения удара.

1.16.4. Разрешение споров

Все споры между игроками разрешает главный судья соревнований или его официальный заместитель.

1.16.5. Удары вразрез

Если при ударе биток касается легального и нелегального прицельного шара приблизительно одновременно и при этом нельзя определить, какое касание было первым, то решение принимается в пользу играющего.

1.16.6. Расстановка шаров

Устанавливать шары необходимо как можно плотнее, т.е. каждый шар должен касаться соседнего. При этом абсолютно недопустимо постукивать по прицельным шарам. Рекомендуется выровнять щеткой сукно в месте установки шаров.

(Дальнейшие указания по проведению соревнований включены в следующий раздел 'Инструкция для судей'.)

 

2. Инструкция для судей

2.1. Официальные лица и судьи

В соответствии с требованиями ВАП каждая официальная встреча должна проводиться в присутствии судьи. В соответствующих игровых ситуациях судья принимает решение на основе консультаций с другими официальными лицами.

2.2. Полномочия судьи

Судья поддерживает порядок и следит за соблюдением Правил игры. Он выносит окончательное решение по всем игровым ситуациям. Судья несет всю полноту ответственности за проводимую им официальную встречу. Он может по своему усмотрению консультироваться с другими официальными лицами относительно интерпретации Правил, положения шаров и т.д. Однако окончательное решение принимает он один. Игроки не могут апеллировать по этому поводу к главному судье. И только в том случае, если судья неправильно интерпретирует Правила, главный судья может его поправить.

2.3. Судья и вопросы игроков

Судья обязан отвечать на вопросы игроков, касающиеся предоставления объективных данных по игре, например, помешает ли остановка шара в данной точке установке новой пирамиды ('14-1'), находится ли шар в доме, какой счет, сколько очков необходимо набрать для победы, вступает ли игрок в игру после отыгрыша, имеется ли у игрока или его соперника фол, какое правило будет применено, если произвести определенный удар, и т.д. Если к судье обращаются за разъяснением Правил, то он должен сделать это как можно более четко, однако любые оговорки судьи не избавляют игрока от необходимости соблюдать действительные Правила. Судья не должен высказывать какое-либо свое субъективное мнение по игре, например, выполним ли тот или иной удар, выполнима ли та или иная комбинация, каковы особенности данного стола и т.д.

2.4. Главный судья

Несмотря на то, что настоящие Правила претендуют на охват широкого круга вопросов, связанных с проведением соревнований, тем не менее, может возникнуть необходимость в надлежащей интерпретации настоящих Правил применительно к каким-либо нестандартным ситуациям. Главный судья или другое официальное лицо, ответственное за проведение данных соревнований, принимает по данному вопросу необходимое окончательное решение по своему (а не судьи) усмотрению, и это решение не подлежит обжалованию.

2.5. Судьи и ставки

Судьям категорически запрещается делать любого рода ставки, имеющие прямое или косвенное отношение к играм, игрокам или соревнованию. Нарушение этого требования судьей (или другим официальным лицом) влечет за собой его немедленное отстранение с оплатой за его счет финансового ущерба, нанесенного организаторам соревнований.

2.6. Перед началом встречи

Перед началом встречи судья в случае необходимости должен протереть стол и шары, убедиться в наличии мела и машинок. При необходимости судья обновляет разметку.



2.7. Расстановка шаров

Судья должен устанавливать шары как можно плотнее, т.е. так, чтобы каждый шар касался соседнего. При этом не рекомендуется слишком сильно постукивать по шарам. Вместо этого предпочтительнее выровнять место установки шаров, тщательно протирев сукно щеткой. Ни во время, ни после установки шаров судьей ни один из игроков не имеет права проверять плотность прилегания шаров друг к другу.

2.8. Объявление заказа

В заказных играх игрок может наносить удар по любому шару на свой выбор, однако до удара он должен указать заказной шар и заказную лузу, при этом не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности, например, касания других шаров, карамболи, игру шарами или от шаров, касания бортов (все это допускается). Все шары, упавшие в лузы при правильном ударе наряду с заказанным, засчитываются в пользу играющего.

Если судья неправильно объявил заказ, то игрок должен поправить его до нанесения удара. Если ошибка в объявлении заказа по каким-либо причинам все-таки произошла, то удар может быть засчитан, если, по мнению судьи, игрок произвел именно тот удар, который он намеревался произвести.

2.9. Объявление фолов

Судья должен объявить фол сразу же после того, как имело место нарушение Правил, а также проинформировать вступающего в игру соперника о том, что он играет с руки, если это предусмотрено правилами конкретной игры.

2.10. Удары вразрез

Если, по мнению судьи, биток коснулся легального и нелегального прицельного шара приблизительно одновременно и при этом нельзя определить, какое касание произошло первым, то решение принимается в пользу играющего.

2.11. Освобождение луз

При игре на столах, не имеющих системы возврата шаров, судья должен своевременно удалять забитые прицельные шары из заполненных или почти заполненных луз. Однако ответственность за выполнение судьей этой обязанности ложится на самого игрока. Если шар выскакивает из переполненной лузы, то он теряет право на повторный удар.

2.12. Очистка шаров

Во время игры игрок может попросить судью очистить один или несколько шаров, при этом судья обязан удалить всякое видимое загрязнение.

2.13. Выставление шаров

Чтобы избежать ненужного контроля со стороны игрока, судья должен выставлять шары номером вверх.

2.14. Запрос дополнительной информации

Если судья по каким-либо причинам не может сделать однозначного вывода о том, имело ли место нарушение Правил, то он может обратиться за помощью к другим официальным лицам. Сопоставив все точки зрения, судья принимает окончательное решение.

2.15. Использование оборудования не по назначению

Судья должен внимательно следить за тем, чтобы бильярдное оборудование и принадлежности использовались по их прямому назначению и надлежащим образом. Официальные лица должны заблаговременно пресекать возможные неправильные действия игрока, поэтому, как правило, штраф не налагается. Однако если, несмотря на предупреждение со стороны официальных лиц, игрок настаивает на своих неправильных действиях, противоречащих данному (или какому-либо другому) общему Правилу, то по отношению к нему могут быть применены положения раздела 'Неспортивное поведение'. (См. также пп. 1.3 и 1.4.)

2.16. Обязательные предупреждения

Если судья располагает для этого достаточным временем, то он обязан предупредить игрока о возможности совершения им серьезного нарушения (например, трех нарушений подряд, запроса помощи со стороны тренера или продолжения игры после объявления фола). В противном случае любое нарушение считается стандартным (за исключением специально оговоренных случаев). Если в конкретной игре действует соответствующее Правило, то судья обязан предупредить игрока о том, что им уже совершено два нарушения подряд, в противном случае считается, что игрок до удара совершил лишь одно нарушение. Судья должен предупредить игрока о том, что прицельный шар касается борта, в противном случае любое касание этого шара рассматривается как доведение его до борта. Судья должен делать предупреждения сразу же, как только возникает соответствующая ситуация и если на это есть достаточно времени. С другой стороны, игроку нужно дать некоторое время на то, чтобы отреагировать на предупреждение. Предупреждение, сделанное после начала удара, считается недействительным.

2.17. Восстановление позиции

В случае необходимости судья должен как можно более тщательно восстановить потревоженные шары в их первоначальные положения. Если судья не уверен в исходном положении некоторых шаров, то он может запросить дополнительную информацию у других лиц.

2.18. Постороннее воздействие

Если на результат удара оказало влияние какое-либо постороннее воздействие, то судья восстанавливает шары в первоначальные положения и удар повторяется заново. Если же такого рода воздействие не оказало влияние на конечный результат, то судья восстанавливает на своих местах лишь потревоженные шары и игра продолжается. Если же восстановить исходную позицию не представляется возможным, то партия переигрывается, при этом начальный удар производит тот же игрок.

2.19. Перемещение шара запрещенными приемами

Если, по мнению судьи один из игроков умышленно вызывает перемещения шара какими-либо запрещенными приемами (дергая сукно, ударяя или похлопывая по столу и т.п.), то ему засчитывается поражение в партии или во встрече, при этом никакого предварительного предупреждения со стороны судьи не требуется. (Судья принимает решение и действует в соответствии с разделом 'Неспортивное поведение', см. также п. 2. 28.).

2.20. Судейство двойных ударов

Если расстояние между битком и прицельным шаром меньше ширины кубика мела, то от судьи требуется особое внимание. В таких ситуациях, если судья не может с уверенностью сделать вывод о том, был ли произведен правильный удар, можно использовать следующий критерий: если после соприкосновения с прицельным шаром биток проходит вперед на расстояние, превышающее ? диаметра шара, то объявляется фол.

2.21. Предупреждение о выходе за переднюю линию

Если при выполнении удара с руки из дома игрок выносит биток за переднюю линию, то судья должен сделать ему предупреждение до начала удара. Если же, несмотря на предупреждение, игрок производит удар с линии или выходя за линию, то объявляется фол. Характер штрафа оговорен правилами конкретной игры. (См. также п. 3.9.)

2.22. Занятие кресла для игрока

Пока соперник находится у стола, игрок должен оставаться в специально предназначенном для него кресле. Если игроку необходимо отлучиться, то он должен сделать запрос и получить разрешение от судьи. Судья должен быть уверен в том, что не произойдет чрезмерная задержка в игре и что она не будет использована для оказания неблагоприятного воздействия на соперника.

2.23. Запрещение помощи со стороны

Если это специально не оговорено в условиях проведения данного соревнования, игроки не имеют права во время матча пользоваться чьими-либо советами. Игрок не должен общаться в устной или иной форме с кем-либо кроме официальных лиц и своего соперника.

Если игрок желает связаться с кем-либо, например, для того, чтобы получить прохладительный напиток, бильярдную принадлежность или по каким-либо другим уважительным причинам, то ему следует обратиться к официальному лицу либо действовать с разрешения и под наблюдением судьи.

Если же судья приходит к выводу, что игрок намеренно испрашивает или принимает помощь со стороны, в той или иной форме связанную с ведением игры, то он должен действовать в соответствии с разделом 'Неспортивное поведение'. (См. также п. 2.28.)

2.24. Вмешательство постороннего

Если посторонний либо устными замечаниями, либо какими-то действиями мешает игрокам, то судья вправе потребовать его удаления из игровой зоны.

2.25. Замедленная игра (См. п. 1.11.)

2.26. Протесты

Игрок может запросить Правила или выразить протест против необъявленного фола судье или соответствующему официальному лицу, однако запрос или протест должен быть заявлен немедленно, до нанесения очередного удара, в противном случае он не рассматривается. Если игрок этого вовремя не сделал, а нарушение осталось незамеченным, то считается, что его не было. Окончательное решение по игровым ситуациям принимает судья. Если один из игроков считает, что судья неправильно применяет Правила и возникший конфликт не удается разрешить ссылками на текст, то судья должен передать протест главному судье или его полномочному заместителю. Решение главного судьи по интерпретации Правил является окончательным. Игрок может также заявить протест, если, по его мнению, судья необоснованно объявил фол. Во всех случаях игра приостанавливается до тех пор, пока протест не будет рассмотрен.

Любой игрок при запросе соперника должен приостановить игру, пока не будет вызвано официальное лицо или пока судья не выяснит данный вопрос путем консультации с другими официальными лицами. Нежелание выполнить данное требование может привести к дисквалификации или применению положений раздела 'Неспортивное поведение'. (См. также п. 2.28.)

2.27. Приостановка игры

Судья имеет право приостановить игру для рассмотрения протеста, а также в том случае если продолжить игру не позволяет неблагоприятная окружающая обстановка. Если в игру вмешивается зритель, то игра может быть приостановлена до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований. (См. также п. 1.12.)

2.28. Неспортивное поведение

Судья обязан пресекать любые действия игроков, которые, по его мнению, являются, по существу, неспортивными, то есть оказывают раздражающее, отвлекающее или вредное воздействие на других игроков, официальных лиц или гостей или же дискредитируют спорт в целом. Судья или иные официальные лица должны подвергать штрафу или дисквалификации с предупреждением или без него любого игрока, который ведет себя неспортивно.

 

3. Общие правила игры

Настоящие Правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей лузных бильярдных игр. Однако они применяются лишь в том случае, если напрямую не противоречат особым правилам для данной конкретной игры.

3.1. Бильярдные столы, шары, оборудование

Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и оборудования, отвечающим требованиям раздела 'Технические условия ВАП на бильярдное оборудование'.

3.2. Расстановка шаров

При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу.

3.3. Удар по битку

Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. Нарушение этого требования наказывается фолом.

3.4. Промах

Если игрок промахивается при правильном ударе, т.е. не забивает шар, то его серия заканчивается и в игру вступает соперник.

3.5. Розыгрыш начального удара

При розыгрыше начального удара (разбиения) используется следующая процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка или, по крайней мере, два не полосатых прицельных шара) и расположив их по разные стороны от передней отметки, игроки одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии (из дома), посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту. При этом шар должен коснуться заднего борта, по крайней мере, один раз. Касание других бортов не играет роли, если оно не сопровождается одним из указанных ниже нарушений.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если: 1) шар зашел на половину соперника, 2) не достиг заднего борта, 3) упал в лузу, 4) выскочил за борт, 5) коснулся длинного борта, б) остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или 7) коснулся заднего борта два раза и более. Если Правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.

3.6. Начальный удар (разбиение)

Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам розыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обязательном порядке при проведении официальных соревнований). Выигравший розыгрыш или жребий имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.

3.7. Введение битка в игру

Введение битка в игру производится начальным ударом с руки из-за передней линии (из дома). При этом прицельные шары расставляют согласно правилам каждой конкретной игры. Биток считается введенным в игру после того, как он пересек переднюю линию в результате удара по нему наклейкой кия.

3.8. Задержка введенного в игру битка

Задержка введенного в игру битка, после того как он пересек переднюю линию или до соударения с прицельными шарами, рассматривается как умышленное нарушение. Вступающий в игру соперник имеет право либо сам выполнить повторный удар с руки из дома, либо уступить его нарушителю (исключение: согласно правилу 5.3. 'Девятки' удар производится с руки с любого места стола). Нарушителю должно быть сделано предупреждение о том, что повторное умышленное нарушение повлечет за собой зачтение поражения во встрече (матче).

3.9. Удар с руки из-за передней линии (из дама)

Удар с руки из дома выполняется либо в начале игры, либо после падения битка в лузу, если это предусмотрено правилами конкретной игры. Вступающий в игру участник может располагать биток в любом месте дома.

Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр которого располагается либо на передней линии, либо за ней (т.е. вне дома). Наносить удар по парам, находящимся в доме, можно лишь в том случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний борт, возвращается обратно в дом. Положение шара определяется положением его центра (или точки касания шара с игровой поверхностью).

Если игрок непреднамеренно располагает биток на передней линии или слегка за ней, то судья или соперник должны до удара предупредить его об этом. Если же этого не сделано, то удар считается правильным. После предупреждения игрок обязан поправить положение битка. Если же игрок совершенно явно выносит биток за пределы дома и наносит удар, то это рассматривается как нарушение, о чем должен заявить соперник или судья.

При выполнении удара с руки из дома биток считается не введенным в игру до тех пор, пока он не покинул пределы дома в результате удара по нему наклейкой кия.

Пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако после введения в игру его ни в коем случае нельзя касаться, в противном случае объявляется фол.

3.10. Сыгранные шары

Шар считается сыгранным, если в результате правильно выполненного удара он падает с игровой поверхности стола в лузу и остается там. (Шар считается сыгранным и в том случае, если после падения в лузу он затем выскакивает на пол из системы возврата шаров.) Шар, выскочивший из лузы на поверхность стола, считается несыгранным.

3.11. Положение шаров

Положение шара определяется положением его нижней точки (или центра).

3.12. Касание ногой пола

При выполнении удара, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф. Обувь должна быть нормальной по размеру, форме и способу ношения.

3.13. Выполнение удара до полной остановки шаров

Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки битка или любого прицельного шара. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)

3.14. Завершение удара

Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на столе.

3.15. Дом и передняя линия

Передняя линия не является частью дома. Поэтому если правила игры требуют, чтобы удар наносился по шарам вне дама, то прицельный шар, расположенный в точности на передней линии, играется. Соответственно и биток при введении в игру из дома (с руки из-за передней линии) не следует ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе.

3.16. Общее правило для всех нарушений

Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее Общее правило: 1) право удара переходит к сопернику, 2) ни один забитый шар не засчитывается и 3) любой шар (шары) выставляется лишь в том случае, если это предусмотрено правилами конкретной игры.

3.17. Непопадание по прицельному шару

Удар остается неправильным, если биток не коснулся ни одного из легальных прицельных шаров, т.е. шаров, первое касание с которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по этому шару

3.18. Правильный удар

Удар считается правильным (если правила конкретной игры не определяют это понятие иначе), если биток коснулся легального прицельного шара, а затем: 1) либо один из прицельных шаров упал в лузу, 2) либо биток или какой-либо из прицельных шаров доведены до борта. Невыполнение этих требований является нарушением.

3.19. Падение битка в лузу

Если при ударе биток падает в лузу, то игрок штрафуется. Штраф налагается и в том случае, если биток коснулся уже сыгранного в лузу прицельного шара (например, в том случае, если луза переполнена прицельными шарами).

3.20. Запрет касания шаров

За касание во время игры любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара. Если встреча проводится под наблюдением судьи, то последний как можно более тщательно восстанавливает потревоженные прицельные шары в их первоначальные положения, при этом вступающий в игру соперник не имеет права принять сложившуюся (не восстановленную) позицию. (См. также п. 1.16.)

3.21. Неправильная установка битка

Если при установке битка для игры с руки биток задел какой-либо прицельный шар, то налагается штраф.

3.22. Запрет двойных ударов

Если до удара биток касается соответствующего легального прицельного шара, то игрок может наносить удар в его сторону, при условии, что удар выполняется правильно. Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного раза, а также если наклейка касается битка, в то время как биток касается (или после того, как биток коснулся) прицельного шара, то налагается штраф. (Судейство в этих случаях рассмотрено в п. 2.20)

Если же вплотную к битку располагается какой-либо третий (нелегальный) прицельный шар, то удар следует наносить в сторону от него, в противном случае налагается штраф.

3.23. Запрет пропиха

Если игрок проталкивает биток, чрезмерно растягивая (по сравнению с нормальным ударом) время контакта наклейки кия с битком, то налагается штраф. (Такой удар обычно называют пропихом.)

3.24. Ответственность игрока за аккуратное обращение с бильярдными принадлежностями

Игрок несет ответственность за аккуратное обращение с мелом, машинками, пилками и другими предметами или принадлежностями, которыми он пользуется во время игры или приносит с собой. Если, например, игрок роняет мел или сбивает переднюю часть машинки, а эти предметы, в свою очередь, задевают какой-либо шар (или только биток, если встреча проводится без судьи), то налагается штраф.

3.25. Неправильный перескок

Игрок штрафуется, если он умышленно подбрасывает биток кием снизу вверх ('копает' под него) с целью заставить его перескочить через мешающий прицельный шар. Такие перескоки иногда происходят непреднамеренно, и их нельзя в этом случае рассматривать как нарушение само по себе. Однако если при этом происходит касание битка ободком или древком кия, то налагается штраф.

3.26. Правильный перескок

Если это не противоречит правилам конкретной игры, то разрешается выполнять перескок приподнятым кием, заставляя биток отрываться от поверхности стола. Однако любой кикс при выполнении перескока штрафуется.

3.27. Выскочившие шары

Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т.д.). Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью стола. (Если же шар задевает какой-либо предмет; не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т.п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.)

Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется. Все выскочившие прицельные шары выставляются (исключение - 'девятка') после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Выскочивший биток вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной Игры.

3.28. Особый штраф за умышленное нарушение

Если один из игроков, по мнению судьи умышленно наносит удар по битку не наклейкой, а ободком, древком кия и т.д., то помимо наложения штрафа согласно п. 3.19 настоящих Правил судья делает игроку предупреждение и при повторном умышленном нарушении засчитывает ему поражение в матче.

3.29. Одновременное нарушение нескольких правил

Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.

3.30. Самопроизвольное движение шаров

Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким-либо иным способом движется 'сам по себе', то его оставляют там, где он остановится, и игра продолжается. Если зависший над лузой шар остается неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру.

Если при выполнении удара прицельный шар самопроизвольно падает в лузу до соударения с битком, то биток и прицельный шар восстанавливают на исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступают и при самопроизвольном смещении в момент удара-любого другого прицельного шара.

3.31. Выставление шаров

Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта.

Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную.

В случае если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с наименьшим номером должен находиться спереди, а остальные в порядке возрастания номеров располагаются друг за другом в сторону задней отметки.

3.32. Застрявшие шары

Если два шара и более застряли между губами лузы, при этом один или несколько зависли в воздухе, то судья должен поступить следующим образом: ему необходимо визуально (а при желании и опытным путем) спроецировать каждый зависший шар вертикально вниз от занимаемого ими положения, и если при этом шар, по его мнению, падает в лузу, то он считается сыгранным, а если нет, то соответственно несыгранным. В соответствии с произведенной судьей оценкой шары либо остаются на столе, либо опускаются в лузу, и игра продолжается.

3.33. Шары, упавшие вместе с сыгранным

Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы падают и другие прицельные шары, то они засчитываются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

3.34. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается, причем штраф за это не налагается. Если игра официальная, то позицию восстанавливает судья. Это правило следует применять также при таких чрезвычайных происшествиях, как землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, авария и т.п.; если же позицию восстановить невозможно, то партия переигрывается, при этом начальный удар производит тот же самый игрок. Настоящее правило, однако, не применимо к игре '14-1 с продолжением', в которой одна партия состоит из последовательных пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается розыгрыш новой, при этом право начального удара определяется заново. Счет, однако, сохраняется таким же, каким он был к моменту приостановки партии.

3.35. Очередность первого удара

Если встреча проводится до определенного количества побед, то победитель каждой отдельной партии производит первый удар в следующей. По усмотрению организаторов соревнований возможны следующие варианты: 1) игроки разбивают по очереди, 2) разбивает проигравший, 3) разбивает проигрывающий по партиям.

3.36. Вступление в игру соперника

Если игрок не смог правильно забить шар в лузу или же нарушил Правила, то в игру вступает соперник.

Если Правила не нарушены, то соперник принимает сложившуюся на столе позицию.

3.37. Удар по прицельному шару, касающемуся борта или битка

Удар по прицельному шару, находящемуся в контакте с бортом или самим битком, должен завершиться: 1) либо падением прицельного шара в лузу, 2) либо доведением битка до борта, 3) либо доведением прицельного шара до другого борта (с которым он первоначально не находился в контакте), 4) либо доведением до борта другого прицельного шара. Невыполнение хотя бы одного из этих четырех требований влечет за собой фол. ( Примечание: при игре в '14-1' и некоторые другие игры налагаются дополнительные требования, а также имеется ряд особенностей применения настоящего Правила.)

Факт касания прицельным шаром борта должен быть засвидетельствован судьей или одним из игроков, о чем должно быть объявлено до удара.

3.38. Игра с руки из-за передней линии

При выполнении удара с руки из-за передней линии (из дома) необходимо, чтобы биток сначала вышел из дома, а затем коснулся борта или прицельного шара. В противном случае налагается штраф.

Исключение: удар считается правильным, если играемый прицельный шар располагается непосредственно на передней линии или слегка за ней таким образом, что биток касается его до выхода из дама. Удар считается неправильным, если до выхода из дома биток случайно заденет какой-либо находящийся в доме прицельный шар. Если такого рода случайное соприкосновение не сопровождается выходом битка из дома, то он остается там, где остановился, и вступающий в игру соперник может играть любой прицельный шар, как в доме, так и вне его. Если же такое действие игрока совершается преднамеренно, то оно рассматривается как неспортивное поведение.

3.39. Игра с руки

При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара (правильного или неправильного).

3.40. Вмешательство в игру соперника

Если игрок отвлекает своего соперника или вмешивается в его игру, то это рассматривается как нарушение. Вмешательством считается нанесение удара вне очереди, а также смещение любого шара во время игры соперника.

3.41. Использование бильярдных принадлежностей

Игрокам запрещается использовать шары, треугольник или какой-либо иной измерительный инструмент для выяснения вопроса о том, проходит ли биток или какой-либо из прицельных шаров через некоторый промежуток и т.п. Для этих целей может быть использован лишь кий, при этом его следует держать в руках. Иные действия рассматриваются как нарушение или неспортивное поведение. (См. также п. 1.3,1.4 и 2.15.)

3.42. Запрещенная разметка

Если игрок преднамеренно с целью облегчить себе выполнение удара каким-либо способом размечает стол, например, смачивая сукно, располагая на борту кубик мела и т.п., то он штрафуется. Если же игрок удаляет метку до нанесения удара, то штраф не налагается.

 

4. Восьмерка

В игре следует руководствоваться профессиональными и мировыми Правилами, а при отсутствии явных расхождений с нижеследующими дополнительными Правилами следует руководствоваться Общими правилами лузных бильярдных игр.

4.1. Цель игры

Данная игра является заказной, при этом в процессе игры используется биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала положить шары с номерами от 1 до 7 (одноцветные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, положив шары своей группы, при правильном ударе забивает восьмерку.

4.2. Заказ (джентльменский заказ)

При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен, по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (т.е. удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе, однако, не требуется указывать такие подробности, как рикошеты, касания, карамболи и т.д. Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат они группе играющего или его соперника.

Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар.

4.3. Расстановка шаров

Шары расстанавливают в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и одноцветный.

4.4. Попеременное разбиение

Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбиение), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.

4.5. Неправильное выполнение перескока и массе

Если встреча проводится без судьи, то признаком нарушения правил при выполнении перескока или массе (огибания) является смещение метающего прицельного шара (независимо от того, сместился ли он под воздействием руки, кия или упора).



4.6. Правильный начальный удар (разбиение)

Разбиение считается правильным, если играющий (с руки из дама): 1) либо забьет какой-либо прицельный шар, 2) либо доведет до борта, по меньшей мере, четыре прицельных шара. Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право: 1) либо принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар, 2) либо после повторной расстановки шаров произвести разбиение сам или уступить его нарушителю.

4.7. Падение битка в лузу при разбиении

Если при разбиении падает в лузу биток, то: 1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки, см. п. 4.9), 2) происшедшее считается нарушением и 3) стол остается открытым.

Примечание: вступающий в игру соперник, играя с руки из дома, не должен наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам за исключением случая, когда биток возвращается в дом, ударившись о противоположный борт.

4.8. Прицельные шары, выскочившие за борт при разбиении

Выскакивание за борт прицельных шаров при разбиении рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право: 1) либо принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной удар, 2) либо произвести удар с руки из дома.

4.9. Падение восьмерки при разбиении

Если при разбиении падает восьмерка, то игрок имеет право либо произвести разбиение заново, либо, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбиении помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право либо повторить разбиение, либо, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома.

4.10. Открытый стол

Определение: стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или одноцветных). Если стол открытый, то можно наносить удар по одноцветному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот.

Примечание: стол всегда открыт непосредственно после разбиения. Когда стол открыт, можно наносить удар по любому полосатому или одноцветному шару или восьмерке с целью забить заказанный полосатый или одноцветный шар. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или одноцветный шар не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

4.11. Выбор группы шаров

Разбиение не дает права выбора полосатых или одноцветных шаров, даже если шары и той, и другой группы оказались после разбиения в лузах. После разбиения стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбиения) положит заказанный шар в лузу.

4.12. Правильный удар

Определение: при выполнении любого удара (за исключением разбиения и игры на открытом столе) играющий должен вначале попасть по шару своей группы, а затем: 1) либо положить в лузу прицельный шар, 2) либо довести до борта биток или какой-либо из прицельных шаров.

Примечание: до соударения с прицельным шаром биток может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований является нарушением.

4.13. Отыгрыш

Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив заранее отыгрыш. Отыгрыш считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об отыгрыше своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

4.14. Ход игры

Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается при правильном ударе забивать шары своей группы. Положив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.

4.15. Наказание за нарушение

Вступающий в игру партнер играет с руки.

Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола (за исключением начального удара, когда биток вводится в игру из дама). Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара (правильного или неправильного). (См. также п. 3.3 9.)

4.16. Комбинационные удары (удары от шаров или шарами)

Комбинационные удары допускаются, однако восьмерку нельзя использовать в качестве первого шара в комбинации за исключением случая, когда стол остается открытым.

4.17. Неправильно сыгранные шары

Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если: 1) при выполнении удара нарушены Правила, 2) либо не сыгран заказанный шар, 3) либо до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.

4.18. Выскакивание за борт прицельных шаров

Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной. Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно Общим правилам.

4.19. Игра по восьмерке

Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки.

4.20. Зачтение поражения

Игроку засчитывается поражение в следующих случаях:

1. Игрок забивает восьмерку с нарушением Правил. (Исключение: см. п. 4.9. 'Падение восьмерки при разбиении'.)

2. Игрок забивает восьмерку одновременно с последним шаром его группы.

3. Во время игры восьмерка выскакивает за борт.

4. Восьмерка падает не в заказанную лузу.

5. Игрок забивает восьмерку до того, как сыграны все шары его группы.

Примечание: все нарушения должны быть зафиксированы до нанесения следующего удара, в противном случае считается, что никакого нарушения не произошло.

4.21. Патовая игра

Если каждый из игроков три раза подряд (итого б раз) по очереди нарушает Правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается патовой. После этого шары расставляют заново и партия переигрывается, при этом право первого удара сохраняется за игроком, производившим разбиение, в патовой игре.

Примечание: за три нарушения подряд, совершенные одним из игроков, поражение не засчитывается.

 

5. Девятка

В игре следует руководствоваться профессиональными и мировыми Правилами, а при отсутствии явных расхождений с нижеследующими дополнительными Правилами следует руководствоваться Общими правилами лузных бильярдных игр.

5.1. Цель игры

Девятка играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары не обязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения Правил он имеет право играть с руки, установив биток в любом месте стола. Объявлять заказ не требуется. Матч заканчивается после того, как один из игроков выиграет заданное число партий.

5.2. Расстановка шаров

Прицельные шары расставляют в форме ромба, при этом единица располагается в вершине ромба, на задней отметке, девятка - в центре, а остальные шары в произвольном порядке вплотную друг к другу Начальный удар производится с руки из дома.

5.3. Правильный начальный удар

Начальный удар подчиняется тем же Правилам, что и любой другой удар. Отличие, однако, состоит в следующем:

а) игрок должен попасть по единице и при этом либо забить в лузу какой-либо прицельный шар, либо довести до борта, по крайней мере, четыре прицельных шара;

 б) если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не выполнены требования к начальному удару, то это является нарушением Правил, при этом вступающий в игру соперник имеет право играть с руки с любого места стола;

в) если при выполнении начального удара за борт выскакивает прицельный шар, то это также является нарушением, и вступающий в игру соперник играет с руки с любого места стола. Прицельный шар при этом не выставляется. (Исключение: если за борт выскакивает девятка, то она выставляется).

5.4. Продолжение игры

При выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на пуш-аут (см. п. 5.5.). Если игрок при выполнении правильного начального удара положила лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и, в свою очередь, продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка или если одному из игроков засчитывается поражение за серьезное нарушение Правил.

5.5. Пуш-аут

Игрок, выполняющий удар непосредственно после правильного начального удара, имеет право сыграть пуш-аут, суть которого состоит в том, чтобы переместить биток в более выгодное положение с точки зрения дальнейшего развития партии. При выполнении пуш-аута биток не обязательно должен коснуться какого-либо шара или дойти до борта, однако все остальные Правила действуют. Игрок должен объявить о своем намерении сыграть пуш-аут до удара, в противном случае удар рассматривается как обычный. Любой шар, забитый при пуш-ауте не засчитывается и остается в лузе за исключением девятки. После правильного пуш-аута вступающий в игру соперник имеет право либо принять позицию и произвести удар по битку, либо уступить удар игроку, сыгравшему пуш-аут. Если при выполнении пуш-аута нарушены лишь правила 5.7 и 5.8, то он считается правильным. Неправильно выполненный пуш-аут штрафуется в соответствии с характером совершенного нарушения. Если при выполнении начального удара биток упал в лузу, то вступающий в игру соперник не имеет права на пуш-аут.

5.6. Нарушения

Если игрок совершает нарушение, то его серия у стола заканчивается, а все неправильно забитые шары остаются в лузах (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру соперник получает право на удар с руки, при этом он может располагать биток в любом месте стола. Несколько нарушений, совершенных при выполнении одного удара, рассматриваются как одно нарушение.

5.7. Неправильное касание

Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе.

5.8. Недоведение до борта

Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта.

5.9. Удар с руки

При выполнении удара с руки игрок может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение битка до нанесения удара.

5.10. Выскочившие прицельные шары

Незабитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки) и игра продолжается.

5.11. Нарушение при выполнении перескока и массе

Если встреча проводится без судьи, то признаком нарушения Правил при выполнении перескока или массе (огибания) является смещение мешающего прицельного шара (независимо от того, смещается ли он под действием руки, кия или упора).

5.12. Три нарушения подряд

Если игрок нарушает Правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение.

Серия начинается с момента получения игроком права на совершение удара и заканчивается вместе с ударом, при выполнении которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает Правила, либо одерживает победу, а также если игрок нарушает Правила в перерыве между ударами.

5.13. Завершение партии

Партия начинается после того, как биток при выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом необходимо попасть по единице. Партия завершается после того, как в результате правильного удара забита девятка, а также если одному из игроков засчитано поражение.


Возврат к списку статей

© Champio.ru - спорттовары